Лебедянская районная общественная организация         Лебедянское скаковое общество

 

КОННО-ТРЮКОВОЙ ТЕАТР

"СТЕПНЫЕ ЛЕБЕДИ" 

 

  Боевые традиции кавалеристов нельзя отделить от многовековой российской истории. Казачье боевое искусство владения конем признавалось во всем мире. В записях и рассказах самого Наполеона не раз упоминалось о том, что казаки за счет своей ловкой умелой джигитовки прославили всю Россию и считались лучшими легкими войсками по всему миру. Бонапарт сам готов был заманить на свою сторону казаков. По его словам, с такой армией можно было пойти хоть на край света.

Джигитовка – особый вид верховой езды, заключающийся в умении наездника увернуться от удара или пули, подхватить на скаку лежащее на земле оружие или раненого товарища. Эти боевые умения передавались от отца к сыну и являлись вершиной верховой акробатики. 

Джигитовка – название именно казачье, а не горское, как многие ошибочно думают. Малоизвестный факт: горцы являлись умелыми наездниками, но «джигитовать» они не умели. Ловкого и бесстрашного горца называли, конечно, джигитом, но такими «акробатами в седле», как казаки, горцы никогда не были. Стоит особо подчеркнуть, что казаки управляли конём только с помощью уздечки без шпор и мундштука. Именно в умении заставить лошадь повиноваться с причинением ей минимальной боли по неообходимости и заключалось главное искусство удалых казачьих наездников. Недаром у казаков есть поговорка: «Отец жизнь один раз даёт, а конь много раз спасает» и множество песен, где о лошади отзываются, как о верном друге.

 

 

Джигитовка разделяется:

 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком. 

 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка. 

 

 

Элементы обоих видов джигитовки ребята выполняют с большим успехом. Что ж, смотрите и судите сами!

Стрельба с коня и рубка бутылки или лозы

Причем казак должен был уметь делать это из любого положения. Хоть на боку, прикрываясь телом лошади от пуль. Хоть задом наперед, избавляясь от преследования. Хоть во время прыжка, потому что боевое поле могло иметь любой ландшафт.

 

Поднимание предметов с земли

Здесь абсолютно понятна целесообразность элемента. Во время боя некогда спешиваться- все делается на ходу. Поэтому казаки научились поднимать оружие с земли, не останавливаясь.

 

 

Заскок, соскок, толчки на обе стороны

 

Все эти элементы могут спасти жизнь всаднику либо от шальной пули, либо от удара шашкой. Либо если казака все-таки выбили из седла. С помощью данного трюка есть шанс вернуться в седло, не останавливая лошадь.

 

Казачий обрыв

В военное время с помощью этого элемента казак мог притвориться мертвым. А затем неожиданно "оживал", что помогало ему либо спастись, либо неожиданно атаковать противника.

 

 

Казачий вис

Позволял всаднику укрыться от пуль. При этом всадник мог атаковать своих преследователей. А также появляется возможность обмануть своего противника: всадника за конем в таком положении вообще не видно. И появляется обманчивое ощущение, что конь бежит сам по себе. И атаковать его никто не станет.

 

Езда стоя на седле

В первую очередь такое передвижение помогало казакам пересекать водоемы, оставляя оружие и все необходимые вещи сухими. В бою подобный элемент представлял собой больше психологическую атаку, нежели практическую. Зачастую враги бросались в бегство, увидев, как на них бесстрашно скачет целый отряд всадников, стоящих на спинах лошадей.

 

Ножницы 

Один из элементов, позволяющий повернуться лицом к преследователям для возможности отстрела.

 

"Отвага" 

Держа в стременах ноги, всадник бросается навзничь направо или налево назад всем корпусом, головой вниз, и держится на весу.

 

Стойка вниз головой 

Бросить стремена, правой рукой обратным хватом взяться за луку, левой – за правое путлище (допускается использование специальной петли), сделать мах прямыми ногами, стать в стойку, опираясь о корпус у плеча лошади, ближе к передней луке. Корпус тела должен быть расположен перпендикулярно к земле, без наклона, ноги вместе, колени выпрямлены, носки оттянуты.

 

«Ласточка» на седле

Стать коленом одной ноги на седло, рукой опереться на переднюю луку, другую руку и ногу вытянуть параллельно над корпусом лошади. Положение «рука-нога» - диагональное. Проехать в таком положении установленное расстояние. По окончании сесть в седло. Балансирование рукой справа или слева, сгибание руки или ноги считается ошибкой.

 

Стойка на стремени

Перенести одну ногу на правую или левую сторону и стать на стремя, держась при этом одной рукой за луку седла, а вторую поднять вверх.